5 главных правил при анализе стихотворения

Анализировать произведение, созданное в стихотворной форме, почти всегда непросто. Слишком старательно раскладывая по строчкам содержание, можно потерять нить рассуждений поэта и разрушить свое впечатление от прочитанного. Ниже приводятся советы, как избежать данной ошибки и сделать при этом полноценный анализ, а также этапы работы с лирическим произведением.

1.  Прежде всего, необходимо определиться с темой и жанром. Для этого необходимо знать биографию автора, когда было написано произведение, кому и при каких обстоятельствах оно было посвящено.

В качестве примера возьмем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус».

Что можно сказать об этом поэте? Достаточно вспомнить немного его биографию: тяжелая болезнь в детстве и разлад в семье способствовали бурному развитию воображения и раннему взрослению. Непонимание со стороны окружающих, несчастная любовь, увлечение Байроном… Не стоит забывать и об эпохе, в которой жил Лермонтов. Все его творчество – это вечное одиночество и борьба за свободу. Стихотворение «Парус», написанное поэтом в семнадцать лет под влиянием романтизма, не стало исключением. Его можно отнести также и к философской лирике.

2.  Разобравшись с темой и жанром произведения, нужно осветить его сюжет и развитие конфликта, при этом ни в коем случае не вдаваясь в подробный пересказ. Передача содержания должна служить средством для вашего анализа, а никак не целью.

Пример:

Это стихотворение юного поэта можно назвать пророческим. Ведь в нем он описал практически всю свою дальнейшую жизнь: здесь и ссылки «в край далекий», и непонимание со стороны отца, и разочарования в любви… И даже слова о вечных «поисках бури» оказались вещими. Неугомонный, взрывной, язвительный, не умеющий смолчать Лермонтов постоянно испытывал судьбу. Одна из таких «бурь» – дуэль с Мартыновым – оказалась для поэта роковой.

3.  Идея и лирический герой.
В любом стихотворном произведении обязательно присутствуют идея и настроение. Если вы верно их определили, считайте, что добрую половину анализа вы уже сделали.

Подумайте, с какой целью автор написал свое произведение. Это и будет идеей.
Лирический герой – это чаще всего завуалированные эмоциональные переживания самого автора, его «двойник». Но иногда речь идет не о лирическом герое, а о лирическом субъекте. Во втором случае автор говорит от лица изображаемого им героя.

Для сравнения: в «Парусе» лирический герой и автор тождественны, а вот, например, в стихотворении А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» мы видим пример лирического субъекта.

4.  Настроение и композиция. Эти два элемента неотделимы друг от друга.
Настроение легче всего проследить в динамике.

В стихотворении «Парус» эта смена настроений обозначена очень ярко и четко: первая строфа – поиски истины и грусть, вторая – тревоги и разочарования. И, наконец, завершающая часть – неудовлетворенность «покоем», жажда некого взрыва, который положил бы конец вечным скитаниям. В то же время покой для него равносилен духовной смерти.

Очень важная составляющая любого литературного произведения – композиция. Это построение и очередность строф и строк, особенности рифмы, определение смысловых частей, роль последней строфы. Здесь вы определяете завязку, развитие конфликта, кульминацию и развязку. Ну и не забудьте сказать пару слов о литературных приемах и художественных средствах, применяемых автором.

Пример:

«Парус» - это лирическая миниатюра. Композиция данного произведения довольно необычна. Написано оно четырехстопным ямбом, с перекрестной рифмой. Первые две строки каждой строфы – «пейзажная лирика», а последние две - размышления поэта. Исключительную роль здесь играет антитеза. Помимо нее автор также использует такие художественные средства, как инверсия, эпитеты, олицетворение, метафора, синекдоха и аллитерация. Завершается произведение оксюмороном.

5.  В конце своего анализа обязательно напишите о своих личных впечатлениях от прочитанного: чем запомнилось, что понравилось/не понравилось.